Немного из истории села Нармушадь и Храма

Нармушадь, одно из крупнейших сел Шиловского района, Рязанской области. М.Н.Макаров (1846) усматривал в топониме татарское слово. Н.Н. Левошин (1970) высказал гипотезу о соотнесенности его с этнонимом, то есть названием народа, нармушадь, или наручадь, исходя из произвольного истолкования летописных сообщений об ордынском князе Тагае, который во время смуты в Орде в 1360-1361 гг. «Наручадь и всю ту страну взял» и «сам о себе княжаше в Наручадской стране». Достаточно очевидно, что речь идет о территории, которой владел князь Тагай (ныне на ней находится г. Наровчат Пензенской области). Г.П.Смолицкая (1997) предприняла попытку объяснить происхождение отдельных элементов в структуре наименования села Нармушадь, По ее мнению, нар- (нор-/нер-) - это древняя финская или балтийско-финская основа в значении «полевой, безлесный»; -му - разновидность речного форманта -ма; -шадь - измененный эле¬мент шат, представленный в таких топонимах Рязанской области; как г. Шацк, р. Шача (более ранний вариант - Шатя). Известно, что крестьяне мещерского села Нармушадь и окружающих его деревень принимали участие в заселении Земетчинского района, Пензенского края в XVII – начале XVIII вв.
Само село Нармушадь, в советское время вошло в перечень памятников культуры, включаемых в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, утвержденный Советом Министров РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327 и Постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 г. № 624 ( Приложение № 1 ), как памятник археологии. Все это внимание привлечено к южной окраине села - Нармушадскому городищу (ранний железный век), возможно от сюда и начато развитие сегодняшнего села.

Церковь находилась в селе издавна. На основании документов Рязанской епархии по состоянию на 1884 – 1891 гг. (Добр. IV - 160) известно, что Храм в нармушадском селе был построен в 1628 – 1629 годах и был освящен во имя Живоначальной Троицы. Со временем он перестраивался, и последняя постройка была в 1863 г. на средства прихожан. Трапезная часть была распространена в 1907 г. Зданием деревянная, на каменном фундаменте с такой же колокольней в одной связи, покрыта была железом, крепка. Престолов в ней было три: во имя Живоначальной Троицы, Святителя Николая Мирликийского чудотворца и Покрова Пресвятой Богородицы. В приходе имелись мужская и женская земские школы, учрежденные в 1846 и 1909 г. После 1917 г. церковь была передана группе верующих. В 1922 г. из храма было изъято церковное имущество. Даты закрытия храма в архиве не имеется, так как многие храмы закрывались без постановлений вышестоящих органов.
Известен исторический факт: "20 апреля 1887 г. получено отношение рязанской Духовной Консерватории за № 3336. В нем следовало согласие Его Высокопреосвященства архиепископа рязанского Феоктиста на передачу в Рязанский исторический музей некоторых церковных предметов. Передача напрестольного медного креста, медной дароносицы из церкви села Нармушади Касимовского уезда (ныне Шиловского района), оловянного сосуда сопровождалась следующими словами: «... предать их на хранение в музей, который учрежден именно с целью сохранения их от уничтожения, для чего хранение происходит в одном месте, в безопасном от огня и других случайностей помещении, под ведением лиц компетентных»".
По данным книги И.В. Доюролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX столетиями и библиографическими указаниями» (Т. 1-4.. Зарайск; Рязань. 1884-1891) нам стало известно о нескольких священников служивших в нашем приходском храме до революции:
Селезеновский Иоанн Иоаннович - (1800 - ?)
Борковский Косма Диомидович - (1813 - 1845)
Сильвестров Арсений Иоаннович - (1845 - 1855)
Лебедев Иоанн Михайлович - (1855 - 1871)
Нешумов Николай Иоаннович - (1871 - ?)
До октября 1937 года в храме нашего села служил псаломщиком Фролков Михаил Филиппович, 1869 года рождения, который 02 октября 1937 года был арестован по обвинению "Служитель культа", и в последствии 28 октября 1937 года был осужден по ст.58-10 УК РСФСР и приговорен к высшей мере наказания - расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 05 ноября 1937 года. По Указу Президиума ВС СССР от 16.01.1989 был реабилитирован.
В годы гонения на церковь (в конце 30-х годов XX века), храм был разрушен до основания. Лишь 2003 году жители села Нармушадь начали поговаривать о воссоздании Храма в селе, а в 2005 году усилием сельчан, было выделено помещение под храм. В течение многих месяцев почти каждый сельчанин отдавал значительную часть своих средств на строительство алтаря, покупку церковной утвари. В июне 2006 года на пожертвования сельчан был поставлен на храм купол, как знак источника духовного возрождения. Лишь в конце 2006 года начались постоянные богослужения, на каждом богослужении - полный храм прихожан, приезжают и из соседних деревень. Много сил и терпения потрачено при воссоздании храма и много всего еще предстоит сделать...

В настоящее время в храме Покрова Пресвятой Богородицы в селе Нармушадь находятся следующие святыни: частица гроба Святой Блаженной Матроны Московской, частица гроба Святого Преподобного Георгия Даниловского исповедника, частица гроба Святителя исповедника Луки, частица гроба Святителя Тихона Патриарха Московского и всея Руси, а также частицы покров освященные на Гробе Господнем, Туринской Плащанице, мощах Св. Преподобного Сергия Радонежского, Святителя Николая Архиепископа Мирликийского, и частица Святой земли с места убиения Царской семьи.

 

 

Святыни России Православие. Восстановление храмов и монастырей Udel3.narod.ru

Создание и раскрутка сайтов, ремонт компьютеров и сотовых, компьютерный магазин Надежный хостинг, регистрация доменов

www.megastock.ru